«Сечения». Александр Рукавишников

«Сечения»: выставка работ Александра Рукавишникова

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства

Дата проведения выставки: 6 февраля — 10 марта 2013
Адрес: Гоголевский бульвар, 10

Александр Рукавишников, потомственный скульптор, отцом которого был знаменитый советский мастер Иулиан Рукавишников, — автор знаменитых городских памятников Александру II, Фёдору Достоевскому, Юрию Никулину, Михаилу Шолохову, Владимиру Высоцкому, Мстиславу Ростроповичу и многим другим.

Рукавишников — фигура неоднозначная и противоречивая. Его творчество любят и ненавидят одновременно, оно рождает жаркие споры и долгие дискуссии. В своем искусстве художник препарирует обыденное сознание, общественные и интеллектуальные фетиши современной истории, которая предстает в качестве нескончаемого застывшего переходного периода. Выставка предлагает зрителю интригующие пластические сюжеты, в которых реалистическая форма преобразует повседневность как в кривом анализирующем зеркале. Свободная реалистическая скульптура Александра Рукавишникова — высказывание самого времени, звучащее из глубин отечественной истории. Его произведения диагностируют сюрреализм реальности и выстраивают по отношению к ней ироническую дистанцию. Рукавишникова интересуют столкновения и разрывы реальности, которые скульптор воплощает в неожиданных сопоставлениях материалов, фактур и форм. «Свободный реализм», как сам художник определяет свою стилистику, обеспечивает его произведениям убедительность не отдельного факта, но тотального выразительного языка.

Александр не ведет активную выставочную деятельность, предпочитая выступать отдельными произведениями, поэтому выставка «Сечения» — событие исключительное.

Воины. Скульптор А.И.Рукавишников
Воины. Скульптор А.И.Рукавишников

Станковая скульптура – один из самых сложных жанров. Чуть больше натурализма, или, напротив, стилизации – и провал обеспечен. Скульптор Александр Рукавишников со стилями и символами играет, и одного жанра, даже такого энергозатратного, ему мало.

Но и к живописи, графике, инсталляции мастер подходит с принципом ваятеля – отсечь лишнее. Свою выставку «Сечения» в Государственном музее современного искусства Рукавишников открывал лично.

Свободного места в десяти просторных залах Государственного музея современного искусства не осталось. А это всего лишь четвертая часть из того, что на данный момент создал Александр Рукавишников. Его многотонные произведения нависают над зрителями со всех сторон, создавая причудливый мир, в котором люди напоминают зверей. Между тем, известность Александр Рукавишников снискал себе вполне традиционными памятниками – Александру Второму, Федору Достоевскому, Юрию Никулину, Владимиру Высоцкому.

автор А.И.Рукавишников
Гоголь. Скульптор А.И.Рукавишников

«В архитектуре какие-то попытки появляются, а в скульптуре мы отстаем. И у нас цинично халтурщики, скульпторы, которые считают, что они скульпторы. Они засоряют наши города, вместо того, что очищать психосферу нашей родины. Они ее засоряют своими поделками, которые они называют памятниками», — говорит скульптор Александр Рукавишников.
От места, где Александр Рукавишников давал это интервью, до главного зала, где его ждали все гости, автор пробирался сквозь толпу поклонников примерно около часа. Вот известный актуальный художник Константин Худяков с охапкой роз, вот букетик поскромнее. Для большинства скульпторов выставки – единственный способ заявить или напомнить о себе. В конкурсах Рукавишников участвует редко – по его словам, в них слишком часто все решено заранее. Работает для себя. Или для коллекционеров.

Скульптор А.И.Рукавишников
Скульптор А.И.Рукавишников

«Скульптуру начали покупать и наши. Дошла до нее очередь. Потому что раньше покупали автомобили, шубы, самолеты, дома. Сейчас дошла очередь до скульптуры. Это приятно», — отмечает Александр Рукавишников.

Наибольшей популярностью на этой выставке пользовалась инсталляция под названием «Войны». Герои мировой истории разглядывают зрителей. Зрители разглядывают воинов. На Федора Михайловича – единственного в этом пантеоне, чей памятник реально установлен в Москве, никто внимания не обращал. Как и на скульптуру женщины в телогрейке. А это, по словам Рукавишникова, одна из его главных работ на этой выставке.
«Такой образ послевоенных, военного времени женщин. Можно подумать, что на фоне современных красавиц они такие страшноватые, брутальные, грубые, но я пытаюсь в этом находить красоту», — рассказывает Александр Рукавишников.

По материалам tvkultura.ru